Arco-systems.ru

Журнал Арко Системс
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все типы автомобильных выключателей

Совершенствование конструкции автомобиля с целью повышения безопасности его движения, экономичности, надежности, комфортабельности и других показателей, привело к значительному увеличению количества приборов электрооборудования автомобиля и повышению их мощности.

Так, например, если на автомобиле МАЗ-200 было 25 приборов, на МАЗ-500 около 50, то на автомобилях КамАЗ более 100.

С увеличением количества приборов усложняются схемы электрических соединений и увеличивается число коммутационной аппаратуры. К коммутационной и защитной аппаратуре систем электрооборудования автомобиля относятся выключатели, переключатели, реле, контакторы, электромагниты, предохранители, панели соединительные, разъемные соединения, розетки и вилки.

Коммутационная аппаратура

Для включения приборов и потребителей автомобиля применяется коммутационная аппаратура, которая подразделяется на прямого и дистанционного действия.

Что такое коммутационная аппаратура?

Коммутационная аппаратура прямого действия это все включатели, клавиши, кнопки и так далее, включение которых происходит непосредственно при воздействии на него водителем. К аппаратуре дистанционного действия относятся реле, контакторы, включение которых происходит без непосредственного воздействия на них человека.

Виды выключателей.

Автомобильные выключатели и переключатели по подразделяются по конструкционному исполнению на поворотные (в том числе со съёмным ключом), кнопочные, клавишные, рычажные.

Ранее были очень широко распространены клавишные выключатели и переключатели. Они могут иметь два или три фиксированных или возвратных положения.

Конструктивно клавиши подразделялись на перекидные или ползунковые. Их отличие в способе замыкания контактов. В перекидных клавишах подпружиненный толкатель нажимает на то или иное плечо контактной пластины, выполненной в виде дуги. При ползунковой конструкции толкатель воздействует на ползунок, который так же замыкает контакты. Последняя конструкция несколько надёжнее и лучше. Дело в том, что контакты замыкаются при скольжении одного контакта по-другому одновременно притирая их между собой. Контакты в этом случае меньше подвергнуты подгоранию и нагреву.

Поворотные переключатели.

Поворотные переключатели применяются в выключателях зажигания, подрулевых переключателях и так далее. Ранее конструкция имела вид пластин закреплённых на изолированном поворотном стержне и контактов в виде зева. При повороте стержня пластина входила в зевы контактов, в определённой последовательности перемыкая их между собой. В настоящее время применяются две изолированные шайбы, подвижную и неподвижную, в которых находятся контакты, замыкающиеся в определённой последовательности.

Электромагнитное реле.

Почти все автомобильные включатели и переключатели имеют низкий коммутируемый ток в основном около 5-6А. По этой причине в автомобиле применяются промежуточные реле. Они могут коммутировать на много больший ток, то 20А до 50А, а дистанционные выключатели массы 100А.

Все реле относятся к дистанционной коммутационной аппаратуре. Кроме разгрузки контактов выключателей и переключателей реле применяются для регулирования времени включения и выключения потребителей (реле поворотов, реле стеклоочистителя). Конструктивно реле состоит из электромагнита и контактов. Электромагнит имеет электромагнитную катушку, намотанную на сердечник, магнитопровод (ярмо) и якорь, к которому крепится подвижный контакт. При подаче напряжения на электромагнитную катушку в ней образуется магнитный поток, который через сердечник и ярмо передаётся на якорь и стремится замкнуться на сердечник. Когда сила магнитного потока превысит усилие возвратной пружины, якорь притянется, замыкая контакты.

Промежуточные реле могут иметь две или четыре пары контактов. Визуально они отличаются количеством выводов четыре или пять. Реле с двумя парами контактов работают аналогично реле с парой контактов, при этом замыкание второй пары происходит за счёт возвратной пружины при снятии питания с электромагнита. Современные реле с регулировкой времени работают аналогично, но питание на катушку электромагнита подаётся через электронный блок управления. Ранее выдержка времени происходило через биметаллическую нить, длинна которой менялась, за счёт нагрева проходящим по ней током.

Как устроен предохранитель и классификация

Чтобы создать оптимальные условия защиты проводки, используются следующие виды предохранителей для авто:

Читать еще:  Электропроводка провода розетки выключатели

цилиндрический, корпус которого выполнен из высококачественного пластика, либо керамики;

ножевой. Снабжен кожухом из пластика, а также контактами в форме прямоугольника;

биметаллический. Подойдет для многоразового использования.

Некоторые автоконцерны, чтобы защитить электроцепи, используют элементы ленточного типа, если предполагается высокая нагрузка. Крепление пластин к контактам происходит посредством крепежных элементов гаек и болтиков, на лицевой части детали должен быть указан номинал. Планки ленточного характера используют в генераторных цепях, а также линиях питания потребителей с мощным номиналом (сила тока варьируется в диапазоне 110-140А). Чтобы защитить коробку от раскаленного металла, который образуется при срабатывании, надевают чехол из качественного пластика на пластину.

Интересен тот факт, что с 2000-го года для автомобилей стали использоваться кассетные элементы с корпусом из пластика, а также с направляющими выемками.

На верхней части присутствует крышка, на которой указывается номинал. Типы автомобильных предохранителей размеры имеют микро 10 и 14, а также мини 14. Данные категории выдерживают силу тока 15-80А. Некоторые автомобили снабжены кассетными вставками-клипсами, номинал которых составляет 25-30А.

Модификации цилиндрического типа

Данный вид автомобильных предохранителей состоит из корпуса, изготовленного из прочного пластика, на торцах расположены металлические колпачки, а также соединительной планки. Последняя разрушается при увеличении силы тока выше номинала. Установка предохранителей осуществляется в специальные блоки с пружинами. В промышленности производят несколько видов элементов, которые отличаются различными видами нагрузок.

Вставки цилиндрического типа используются в отечественном производстве ВАЗ и по сей день, к примеру LADA 4*4 FL. Что касается зарубежных производителей, то они стали активно использовать ножевые планки еще в конце 80-х гг.

Также на рынке встречаются отечественные и зарубежные модели, где вставки имеют керамический корпус, который может с лихвой выдерживать высокий температурный режим.

Габариты изделий 6*25мм, что соответствует стандарту DIN7558/1. Чаще всего встречается маркировка Bosch Torpedo Fuse либо Bussman GBC Fuse. Для радиоприемников используются вставки из прочного стеклянного корпуса, что позволяет контролировать, в каком состоянии находится соединительная нить. Номинал редко когда выше 5А.

Ножевой тип

Классическое устройство ножевой вставки имеет прочный корпус, выполненный из прозрачного пластика, который стойко переносит высокие температуры и имеет определенный пигмент и металлические контакты. С внутренней части располагается перемычка, сгорающая при прохождении тока, если его сила выше нормы. Установка элемента в блок осуществляется вручную. На ножках выполняются специальные скосы, которые помогают облегчить монтаж. Чтобы снять конструкцию, необходимо использовать пластиковые щипцы, которые хранят в отдельном гнезде в предохранительном коробе (локализация укладки напрямую зависит от модели и автоконцерна). Стандарты международного типа предполагают регламент — нанесения цветовой маркировки вставок, посредством которой возможно определение номинала. Например, оранжевый цвет используется для планок, рассчитанный на силу тока номиналом в 5А, планки зеленого от 30А.

Поскольку стандартные планки подходят не для всех авто, дополнительно изготавливаются элементы размерами макси и мини. Характерное отличие заключается в габаритах корпуса и контактной пластины.

Термические типы

Биметаллический вид вставок для защиты от напряжения изготавливают из высокопрочного корпуса, пружинного контакта и металлических ножек. При прохождении тока, имеющего силу свыше допустимого (номинального) значения, начинает срабатывать предохранитель, прекращая подачу питания. Размыкание осуществляется в результате перегрева контактной пластины или при срабатывании электромагнитной защиты. Автовладелец должен в максимально короткие сроки ликвидировать причину замыкания, а потом вернуть предохранитель в исправное состояние, нажимая на кнопку или рычаг, который расположен на корпусе.

Причины выхода из строя

Существует несколько распространенных причин, по которым автомобильные предохранители перегорают и требуют замены. К таким причинам принято относить следующее:

Читать еще:  Замена электрического выключателя схема

  • Плохая фиксация реле в гнезде блока.
  • Неправильный выбор планки по ее показателям номинального тока.
  • Наличие неисправностей в электропроводке автомобиля.
  • Механические повреждения пластикового корпуса, чрезмерный нагрев и вибрационные нагрузки.

Чаще всего предохранители выходят из строя по причине своего посредственного качества изготовления. Многие автовладельцы в целях экономии покупают такие реле, выбирая самые дешёвые модели, которые имеют соответствующее качество исполнения.

В итоге в процессе эксплуатации автомобиля при существенной нагрузке, например, когда автовладелец одновременно включает стеклоочистители и пытается завести двигатель, в сети могут отмечаться незначительные колебания напряжения, что приводит к оплавлению корпуса и полному выходу из строя защиты.

—>Автозапчасти и СТО —>

Половина неисправностей электрооборудования автомобилей связана с предохранителями. Их количество в машине может быть больше ста.

Водитель должен знать виды автомобильных предохранителей, их назначение, способы проверки работоспособности, методы замены и определения номинала.

Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи.

Если при коротком замыкании своевременно не обесточить электропроводку автомобиля, то токоведущие жилы проводов сильно нагреются и расплавят изоляцию. В результате этого происходит воспламенение находящейся рядом обшивки салона и других элементов. Пожар быстро распространяется по всему салону, и охватывает всю машину. Скорость распространения огня настолько велика, что при приезде пожарной службы тушить бывает уже нечего.

Для предотвращения пожара в таких ситуациях путем размыкания электрической цепи способом расплавления специального легкоплавкого элемента, служат автомобильные предохранители. Срабатывание предохранителя происходит при возрастании тока выше заданной величины. Это значение плавкой вставки рассчитывается по допустимой нагрузке на электрическую цепь.

Классификация и устройство

Существует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи.

Цилиндрические автомобильные предохранители

Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока.

При установке или демонтаже цилиндрической вставки есть вероятность попадания под напряжение, хотя это и не так опасно, но можно получить ожог пальцев. Габаритные размеры блока предохранителей занимают много места. В отличие от других видов предохранителей, эти вставки не стандартизированы, поэтому при приобретении приходится довольствоваться надписями на их упаковке.

Ножевые автомобильные предохранители

Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами.


Нажмите чтобы увеличить

Обнаружить сгоревшую вставку не составит труда, так как пластиковый корпус выполнен прозрачным, и целостность плавкого элемента можно наблюдать визуально.

Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
  • Мини – маленькие.
  • Макси – большие.
  • Стандарт – средние.

Термические автомобильные предохранители

Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита.

После устранения неисправности в цепи предохранитель включается в работу нажатием кнопки.

Ленточные автомобильные предохранители

Для силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.

Читать еще:  Выключатель поворотов ауди 100

Существуют измененные конструкции ленточных вставок, в которых при нештатных ситуациях брызги расплавленной пластины уже не разлетаются в стороны, а защищены пластиковым корпусом.

Автомобильные предохранители на иномарках

Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта.

Эта конструкция относится к дорогостоящим моделям. Она внешне похожа на обычную ножевую вставку, но работает по принципу электрического автомата, и называется прерывателем цепи.

На многих японских иномарках применяются ножевые предохранители, но отличающиеся по конструкции от отечественных образцов видом корпуса и расположением ножей.

Порог срабатывания

Правильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается.

Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:

Iном = Pмакс / U, где:

  • I ном – номинальное значение тока, А.
  • Р макс – наибольшая мощность потребителя, обозначаемая на нем, Вт.
  • U – напряжение бортовой сети, В.

Особенности замены

  • ​​​​​​​ При установке нового предохранителя следует применять только аналогичный вид такого же номинала по току. Если номинальный ток сделать выше, то он не будет срабатывать при нештатных ситуациях. Например, если на стеклоочистителях заклинит электродвигатель, то вставка не сработает, что приведет к расплавлению электрической проводки и дальнейшим печальным последствиям, рассмотренным нами выше.
  • Занижение величины тока вставки также не даст ничего хорошего. При включении нагрузки легкоплавкая часть будет быстро разрушаться и обесточивать цепь, даже при отсутствии аварийных ситуаций.
  • При замене следует определять ток не только по обозначению на корпусе предохранителя, но и посмотреть маркировку гнезда, из которого его вытащили. Это актуально для автомобилей, приобретенных у других хозяев, или вышедших из авторемонтной мастерской, так как нет уверенности в том, что другой хозяин или автомастер не установили вместо сгоревшей вставки ту, которая была в наличии, не обращая внимание на ее номинал.

Тип двигателя карбюраторный

Бензин, который проходит через топливную систему, попадает в карбюратор или впускной коллектор. В него же поступает воздух, который в дальнейшем смешивается с топливом и получается готовая смесь. Она подается в цилиндры и там поджигается искрой, которую дают свечи зажигания.

Автомобили с карбюраторным типом двигателем на данный момент считаются устаревшими. Сейчас широко используются двигатели инжекторного типа. Распыление топлива производится форсунками или через впускной коллектор.

Почему важно не перепутать предохранители?

Если плавкий предохранитель вышел из строя (например, перегорел из-за случайного короткого замыкания), то необходимо установить элемент с номиналом, не превышающим заводское значение. Применять скрепки, куски фольги или вставки, рассчитанные на повышенную силу тока, запрещено. В случае неисправности потребителей возрастет нагрузка на электропроводку, что приведет к возгоранию автомобиля. Информация о номиналах указывается на крышке предохранительного блока, корпусе вставки (касается ножевого типа) или рядом с гнездом для установки элемента.

Не следует использовать планки, рассчитанные на меньшую силу тока, поскольку при включении потребителя перемычка расплавится, не выдержав нагрузку. Если после установки предохранителя, соответствующего номиналу, происходит повторный выход из строя, то следует проверить цепь. Причиной дефекта может быть замыкание внутри оборудования либо повреждение изоляции кабеля, приводящее к контакту жилы с кузовом автомобиля. Эксплуатировать машину с неисправной электрической проводкой не следует из-за риска возникновения пожара.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector